Указами Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ №79), от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее – Указ №81), от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ №95) на территории Российской Федерации установлен и действует особый порядок осуществления сделок (операций), осуществляемых (исполняемых) с указанными в них лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (далее – ЛИГСНД) в отношении России.
В чём заключается особый порядок осуществления сделок (операций)?
Сделки (операции), подпадающие под действие особого порядка их осуществления, установленного Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81, могут осуществляться при наличии разрешения, выданного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее также — Правительственная комиссия).
Правила выдачи Правительственной комиссией разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295.
Обращаться за получением разрешения надо через Минфин России. Заявление на получение разрешения может быть подано «на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи».
Контактные данные для подачи заявления, дополнительные материалы от Минфина России по вопросу получения таких разрешений размещены по ссылке: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/
Кто относится к резидентам РФ и ЛИГСНД?
В целях применения Указа N 79, Указа N 81 и Указа N 95 при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием «резидент», определенным в статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом резидент — гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» рассматривается только как резидент — гражданин Российской Федерации.
Резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
ЛИГСНД определяются в соответствии с пунктом 1 Указа №81:
а) иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства);
б) лица, которые находятся под контролем иностранных лиц, указанных в п.а), независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности».
Список «иностранных государств, совершающих недружественные действия» (далее – недружественные государства) утвержден распоряжением Правительства РФ от 5 марта 2022 г. N 430-р (Приложение 1).
В целях применения пункта 1 Указа N 81, а также пункта 12 Указа N 95 лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (для всех юридических лиц, не только стратегических).
Признаки нахождения хозяйственного общества, под контролем:
Хозяйственное общество — контролируемое лицо, считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:
1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки);
2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;
3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.
Какие сделки (операции) с ценными бумагами подпадают по действие особого порядка осуществления?
Исключения из особого порядка осуществления сделок (операций) с ценными бумагами:
В соответствии с Официальными разъяснениями Банка России от 18 марта 2022 г. №2-ОР, разрешение Правительственной комиссии не требуется для следующих сделок (операций) с участием «лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия», если такие сделки (операции) не сопровождаются переводом денежных средств (переходом прав на денежные средства):
Из приведенного перечня, в реестре наиболее часто совершаются операции по списанию или зачислению ценных бумаг на лицевой счет номинального держателя без смены собственника. Также не требуется разрешение для иных операций и действий, которые не перечислены в разъяснениях Банка России, но явно не связаны с возникновением или переходом права собственности на ценные бумаги. Например, всем лицам в обычном порядке доступны следующие операции:
В целях выявления лиц, подпадающих под действие особого порядка совершения сделок/операций (исключений из особого порядка), предусмотренных Указами №81 и №95, Регистратор использует полученные им сведения/информацию в рамках идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В случаях, когда полученные Регистратором сведения/информацию в рамках идентификации по ПОД/ФТ, не позволяют выявить лиц, подпадающих под действие особого порядка совершения сделок/операций (исключений из особого порядка), предусмотренных Указами №81 и №95, Регистратор вправе запросить у зарегистрированного лица предоставление дополнительных документов (Приложение 2).