Об особом порядке осуществления Регистратором операций в реестрах с ценными бумагами иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия.

Указами Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ № 79), от 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации» (далее – Указ № 81), от 05.03.2022 № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» (далее — Указ № 95) на территории Российской Федерации установлен и действует особый порядок осуществления сделок (операций), осуществляемых (исполняемых) с указанными в них лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия (далее – ЛИГСНД) в отношении России.

В чём заключается особый порядок осуществления сделок (операций)?

Сделки (операции), подпадающие под действие особого порядка их осуществления, установленного Указом Президента РФ от 01.03.2022 № 81, могут осуществляться при наличии разрешения, выданного Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее также — Правительственная комиссия).

Правила выдачи Правительственной комиссией разрешений на осуществление (исполнение) резидентами сделок (операций) с иностранными лицами в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295. 

Обращаться за получением разрешения надо через Минфин России. Заявление на получение разрешения может быть подано «на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронных документов, подписанных с использованием электронной цифровой подписи».

Контактные данные для подачи заявления, дополнительные материалы от Минфина России по вопросу получения таких разрешений размещены по ссылке: https://minfin.gov.ru/ru/permission/79-81/

Кто относится к резидентам РФ и ЛИГСНД?

В целях применения Указа N 79, Указа N 81 и Указа N 95 при определении лиц, являющихся резидентами, необходимо руководствоваться понятием «резидент», определенным в статье 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом резидент — гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, с учетом положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» рассматривается только как резидент — гражданин Российской Федерации.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах» (в соответствии с п.1.2. Официального разъяснения Центрального банка Российской Федерации № 6-ОР от 20.05.2022 правовой статус международной компании следует рассматривать аналогично правовому статусу резидентов);

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

ЛИГСНД определяются в соответствии с пунктом 1 Указа №81:

а) иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства);

б) лица, которые находятся под контролем иностранных лиц, указанных в пункте «а», независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности».

Список «иностранных государств, совершающих недружественные действия» (далее – недружественные государства) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 430-р, изменения в указанный список внесены распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2022 г. № 2018-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2022 г. № 3216-р. Актуальный на 11.11.2022 полный перечень недружественных государств указан в Приложении 1.

В целях применения пункта 1 Указа N 81, а также пункта 12 Указа N 95 лицо считается находящимся под контролем при наличии одного из признаков, указанных в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (для всех юридических лиц, не только стратегических).

Признаки нахождения хозяйственного общества, под контролем:

Хозяйственное общество — контролируемое лицо, считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц — контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 50% (пятьюдесятью процентами) общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица (в том числе в случае, если указанное право временно передано иному лицу (иным лицам) на основании договора доверительного управления имуществом, договора залога, договора репо, обеспечительного платежа, иного соглашения или сделки);

2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;

3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50% (пятьдесят процентов) состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем 50% (пятьдесят процентов) состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;

4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.


Какие сделки (операции) с ценными бумагами подпадают по действие особого порядка их осуществления, установленного Указом Президента РФ № 81?

  • Сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) резидентами с ЛИГСНД могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций);
  • Сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) резидентами с иностранными лицами, не являющимися ЛИГСНД, если предметом сделок (операций) являются ценные бумаги, приобретенные после 22 февраля 2022г. указанными иностранными лицами у ЛИГСНД;
  • В соответствии с Разъяснениями Банка России № 2-ОР от 18.03.2022:

— сделки (операции), связанные с депонированием ценных бумаг по договору эскроу, а также переходом прав на указанные ценные бумаги;

— сделки (операции), связанные с размещением акций при учреждении акционерного общества, а также выкупом ценных бумаг публичного акционерного общества с участием ЛИГСНД.

  •  В случае реорганизации юридических лиц, находящихся под контролем ЛИГСНД.

Исключения из особого порядка осуществления сделок (операций) с ценными бумагами:

  1. Порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), предусмотренный Указом № 81, не распространяется на сделки (операции) стороной которых является Центральный банк Российской Федерации и государственные органы.
  2. Ограничения, содержащиеся в Указе № 81, не распространяются на сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, осуществляемые (исполняемые) резидентами с ЛИГСНД, если ценные бумаги, являющиеся предметом сделки (операции), хранятся у иностранного депозитария.
  3. Не являются ЛИГСНД лица, которые одновременно отвечают следующим требованиям (пункт 12 Указа № 95):
  • они находятся под контролем российских юридических лиц или физических лиц (конечными бенефициарами являются Российская Федерация, российские юридические лица или физические лица), в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица, связанные с такими иностранными государствами;
  • информация о контроле над ними раскрыта налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
  1. Операции с участием ЛИГСНД, для которых не нужно разрешение Правительственной комиссии:

          В соответствии с Официальными разъяснениями Банка России от 18 марта 2022 г. №2-ОР,  разрешение Правительственной комиссии не требуется для следующих сделок (операций) с участием «лиц иностранных государств, совершающих недружественные действия», если такие сделки (операции) не сопровождаются переводом денежных средств (переходом прав на денежные средства):

  • операций, совершаемых при конвертации депозитарных расписок на акции российского эмитента в акции российского эмитента, при условии, что в результате данной конвертации акции российского эмитента будут зачислены на счет депо, открытый владельцу указанных депозитарных расписок;
  • операций, совершаемых в связи с передачей ценных бумаг ЛИГСНД, которое владело указанными ценными бумагами и осуществляло все связанные с этим действия в интересах лица, которому они передаются (например, возврат ценных бумаг из траста или от брокера, являвшегося титульным собственником);
  • операций по переводу ценных бумаг без перехода прав на указанные ценные бумаги;
  • операций, совершаемых помимо воли лица, осуществляющего права по ценным бумагам (исполнение судебных решений, проведение лицом, обязанным по ценным бумагам, их конвертации и так далее);
  • операций по списанию ценных бумаг со счета депо номинального держателя и их зачислению на другой счет депо номинального держателя;
  • операции по лицевым счетам, в том числе по списанию акций с лицевого счета залогодателя – ЛИГСНД, в результате обращения взыскания на ценные бумаги в судебном порядке (на основании судебных решений). При этом, в случае если обращение взыскания на ценные бумаги осуществляется во внесудебном порядке на основании воли лица, осуществляющего права по ценным бумагам, для совершения операции в реестре владельцев ценных бумаг необходимо получение разрешения Правительственной комиссии;
  • операции по лицевым счетам ЛИГСНД, совершаемые в связи с ликвидацией эмитента;
  • операции по лицевым счетам ЛИГСНД, связанные со списанием ценных бумаг при реорганизации эмитента (в том числе реорганизации акционерного общества путем преобразования его в общество с ограниченной ответственностью), поскольку данная реорганизация осуществляется с целью прекращения и (или) создания юридического лица и сопровождается переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства к другому юридическому лицу (правопреемнику);
  • операции по лицевым счетам ЛИГСНД, связанные с переходом прав собственности на ценные бумаги в результате их наследования.

Из приведенного перечня, в реестре наиболее часто совершаются операции по списанию или зачислению ценных бумаг на лицевой счет номинального держателя без смены собственника. Также не требуется разрешение для иных операций и действий, которые не перечислены в разъяснениях Банка России, но явно не связаны с возникновением или переходом права собственности на ценные бумаги. Например, всем лицам в обычном порядке доступны следующие операции:

  • изменение анкетных данных по лицевому счету;
  • предоставление информации из реестра;
  • прекращение залога ценных бумаг без перехода права собственности новому лицу.
  1. В соответствии с п.4 Указа Президента РФ от 04.05.2022 № 254 (далее – Указа № 254) не признаются ЛИГСНД следующие лица:
  • лица, находящиеся под контролем юридических лиц или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.;
  • лица, находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к иностранным государствам, совершающим недружественные действия, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.
  1. В соответствии с п.5 Указа № 254 разрешение Правительственной комиссии не требуется:
  • на сделки (операции), которые влекут за собой возникновение права собственности на дополнительные акции (доли), облигации российских юридических лиц и стороной которых являются ЛИГСНД, и входящие с российскими юридическими лицами в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», при условии, что оплата указанных акций (долей), облигаций производится в рублях;
  • на сделки (операции), влекущие за собой возникновение у ЛИГСНД, права собственности на дополнительные акции (доли) российских юридических лиц, при условии, что такие иностранные лица не приобретут право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами акций (долей), составляющих уставный (складочный) капитал российского юридического лица

В целях выявления лиц, подпадающих под действие особого порядка совершения сделок/операций (исключений из особого порядка), предусмотренных Указами №81 и №95, Регистратор использует полученные им сведения/информацию в рамках идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В случаях, когда полученные Регистратором сведения/информацию в рамках идентификации по ПОД/ФТ, не позволяют выявить лиц, подпадающих под действие особого порядка совершения сделок/операций (исключений из особого порядка), предусмотренных Указами №81 и №95, Регистратор вправе запросить у зарегистрированного лица предоставление дополнительных документов в целях установления подконтрольности юридического лица ЛИГСНД (Приложение 2).

Указом Президента РФ от 03.05.2022 № 252 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами»

установлены ответные специальные экономические меры в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций. В соответствии с данным Указом вплоть до его отмены и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 № 851, принятым во исполнение данного Указа, и Постановлением Правительства РФ от 05.11.2022 № 1997, утвердившего изменения в Постановление № 851, установлен запрет совершение сделок, предусматривающих совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием и (или) в пользу лиц, находящихся под санкциями (включенные в списки, являющимися приложениями к указанным выше Постановлениям Правительства РФ, юридические лица и находящиеся под их контролем организации). Актуальный на 11.11.2022 полный перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры приведен в Приложении 3.

Указом Президента РФ от 05.08.2022 № 520 «О применении специальных экономических мер в финансовой и топливно-энергетической сферах в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» до 31.12.2022 установлен запрет на совершение сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение, прекращение или обременение прав владения, пользования и (или) распоряжения ценными бумагами российских юридических лиц, составляющими уставные капиталы российских юридических лиц, при условии, что данные ценные бумаги, принадлежат ЛИГСНД, и лицам, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц.

Запрет, установленный Указом № 520, распространяется на сделки (операции):

а) с акциями, составляющими уставные капиталы акционерных обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;

б) с акциями, которые составляют уставные капиталы хозяйственных обществ, в которых акционерные общества, указанные в подпункте «a», прямо или косвенно владеют акциями;

в) с долями участия, правами и обязанностями, принадлежащими участникам Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» (нефтегазоконденсатные месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское на шельфе острова Сахалин) и Соглашения о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции;

г) с акциями, составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, являющихся производителями оборудования для организаций топливно-энергетического комплекса и оказывающих услуги по сервисному обслуживанию и ремонту такого оборудования, хозяйственных обществ, являющихся производителями и поставщиками тепловой и (или) электрической энергии, хозяйственных обществ, осуществляющих переработку нефти, нефтяного сырья и производство продуктов их переработки. По состоянию на 11.11.2022 перечень указанных хозяйственных обществ утвержден Распоряжением Президента РФ от 09.11.2022 № 372-рп;

д) с акциями, составляющими уставные капиталы российских кредитных организаций. По состоянию на 11.11.2022 перечень указанных хозяйственных обществ утвержден Распоряжением Президента РФ от 26.10.2022 N 357-рп;

е) с акциями, долями (вкладами), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ — пользователей:

участков недр, расположенных на территории Российской Федерации и содержащих месторождения углеводородного сырья (с извлекаемыми запасами не менее 20 млн. тонн нефти, не менее 20 млрд. куб. метров природного газа или не менее 35 млн. тонн угля), урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, меди;

участков недр, расположенных на территории Российской Федерации и являющихся коренными месторождениями алмазов, коренными (рудными) месторождениями золота, лития, металлов платиновой группы;

участков недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации.

Сделки (операции), на совершение которых в соответствии с Указом № 520 установлен запрет, могут быть совершены на основании специального решения Президента РФ.

Срок действия ограничений, установленных Указом № 520, может быть неоднократно продлен Президентом РФ.

Указом Президента РФ от 15.10.2022 № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)» (далее – Указ № 737) в пункте 1 установлено, что:

  • сделки (операции), влекущие за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения более чем 1 процентом акций, составляющих уставный капитал российских кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовой компании либо управляющей компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, либо более чем 1 процентом голосов, приходящихся на такие акции, осуществляются (исполняются) на основании разрешения, выданного Правительственной комиссией, если хотя бы одной из сторон (бенефициаром) сделок (операций) являются ЛИГСНД, или лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц.

Требования пункта 1 Указа № 737 не применяются:

  • к сделкам (операциям) с акциями, составляющими уставные капиталы кредитных организаций, включенных в перечень, утвержденный Президентом РФ в соответствии с подпунктом «д» пункта Указа № 520 (перечень указанных хозяйственных обществ утвержден Распоряжением Президента РФ от 26.10.2022 N 357-рп).
  • к сделкам (операциям) с акциями, составляющими уставные капиталы российских кредитных организаций и принадлежащими лицам, которые в соответствии с пунктом 12 Указа N 95 не признаются ЛИГСНД и лицам, которые в соответствии с пунктом 4 Указа N 254 не признаются иностранными лицами, связанными с такими иностранными государствами.

В соответствии с пунктом 5 Указа № 737 установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения акциями акционерных обществ (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) либо иных прав, позволяющих определять условия управления такими акционерными обществами и (или) условия осуществления ими предпринимательской деятельности, и осуществляемые (исполняемые) между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, а также между лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, и иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия. Особый порядок осуществления (исполнения) указанных выше сделок (операций) выражается в необходимости получения лицами, являющимися участниками данных сделок (операций), разрешения, выдаваемого Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащего условия осуществления (исполнения) каждой такой сделки (операции).

При этом указанный в пункте 5 Указа № 737 порядок совершения (исполнения) сделок не распространяется на:

  • сделки (операции), осуществляемые (исполняемые) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 416 (далее – Указ № 416) «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций»;
  • сделки (операции), предусмотренные Указом N 520.

Положения пункта 12 Указа N 95 и пункта 4 Указа N 254  применяются также в отношении пункта 5 Указа № 737.